Удаление гигромы

Гигрома – это доброкачественная кистообразная опухоль, мягкая или эластичная на ощупь. Она состоит из плотной капсулы и полужидкого, желеобразного содержимого. Гигромы образуются вблизи суставов, наиболее часто - вблизи лучезапястного сустава.

Никаких консервативных средств лечения гигромы на сегодняшний день не существует. Пункция дает лишь временный результат - спустя непродолжительное время капсула вновь наполняется содержимым, и киста восстанавливается. Раздавливание гигромы также не дает эффекта. Ее содержимое распространяется в окружающие ткани, что создает опасность гнойного воспаления. Вскоре герметичность капсулы восстанавливается, и она вновь наполняется содержимым.

Единственный эффективный и радикальный метод лечения этой опухоли - операция. Хирургическое лечение состоит в полном удалении гигромы вместе с капсулой, что исключает повторное образование кисты.

Почему и как образуется гигрома?

Гигрома может возникнуть без каких-либо явных причин. В некоторых случаях гигромы возникают после травм или на фоне постоянных физических нагрузок на кисть, пальцы, стопу (например, при занятиях спортом).

Наиболее часто гигрома возникает в области лучезапястного сустава, как правило, на тыльной стороне, реже на ладонной стороне. Гигромы могут образовываться также на тыльной или ладонной стороне пальцев. В первом случае опухоль обычно имеет безболезненный характер, во втором напротив, вызывает интенсивные боли, похожие на невралгию. Это связано с тем, что на ладонной поверхности пальцев сосредоточено большое количество нервных волокон. Растущая опухоль давит на них, вызывая сильную боль.

На ладони гигромы образуются из стенок влагалищ сгибательных сухожилий. Они локализуются в дистальной области ладони и вызывают боль при попытке взять и удержать в руке какой-либо предмет.
Гигрома стопы образуется на тыльной стороне плюсны или пальцев ноги. Возможно образование гигромы в области голеностопного сустава. Такие гигромы также могут быть причиной боли из-за давления на нервы.

В каких случаях показано хирургическое удаление гигромы?

Поскольку эффективных методов консервативного лечения гигромы нет, хирургическое удаление опухоли показано во всех случаях, когда она причиняет боль, физический или психологический дискомфорт.

Показаниями к хирургическому удалению гигромы являются:
  • быстрый рост гигромы,
  • наличие боли,
  • ограничение двигательной активности.

Как проводится операция в «B-Clinic»?

Перед выполнением операции проводится диагностика: пальпация (внешний осмотр), УЗИ. В сложных случаях может быть назначена МРТ. Поскольку гигрома располагается вблизи сустава, она непосредственно соседствует с кровеносными сосудами, нервами и другими структурами, что предъявляет особые требования к безопасности хирургического вмешательства.

Наиболее сложным и одновременно самым распространенным случаем является гигрома вблизи лучезапястного сустава. Для удаления такой гигромы требуется особенно высокая квалификация хирурга. Область лучезапястного сустава представляет собой сложную систему нервов, кровеносных сосудов, сухожилий. Малейшая ошибка хирурга может привести к тяжелым последствиям, поэтому удаление гигромы лучезапястного сустава выполняют только специалисты по микрохирургии кисти.

Как правило, операция проводится амбулаторно, под местной анестезией с наложением жгута для обескровливания конечности. В некоторых случаях применяется регионарная анестезия или общий наркоз. Над кистой выполняется небольшой разрез, мягкие ткани раздвигаются, гигрома отделяется от окружающих тканей и иссекается вместе с капсулой. Для этого хирург рассекает место прикрепления капсулы к синовиальной сумке. После этого он тщательно проверяет, не осталось ли мелких фрагментов капсулы. По завершению хирургических манипуляций рана промывается фурацилином и перекисью, ткани синовиальной сумки зашиваются, далее зашивается операционный разрез, на него накладывается давящая повязка, конечность иммобилизируется гипсовой повязкой или лангетом. Обычно удаление гигромы занимает не более получаса.

В зависимости от сложности операции и вида анестезии пациент может покинуть клинику через 2-3 часа или провести ночь в стационаре под наблюдением врача. В этом случае он может покинуть клинику на следующий день после операции.

Послеоперационный период

Швы после операции снимаются на 7-10 день. В течение 3-4 недель необходимо носить лангету для иммобилизации конечности. В течение реабилитационного периода следует ограничить нагрузки на сустав. Для ускоренного восстановления назначается курс физиотерапии.