Дышите носом!

Мы часто говорим детям: «Дыши носом!» И редко задумываемся, почему это так важно. Дышать носом - это естественно, правильно, мы к этому привыкли. Между тем многие люди испытывают затруднение с носовым дыханием и вынуждены дышать ртом. В детском возрасте главной причиной этого служат хронические заболевания дыхательных путей – риниты, аденоиды. У взрослых нарушение носового дыхания чаще всего бывает вызвано искривлением носовой перегородки, для устранения которого требуется операция носа.

Но быть может, нет никакой разницы, дышать носом или ртом, ведь в конечном итоге воздух все равно попадает в легкие? В чем значение носового дыхание, и что происходит при его нарушении?

Прежде всего, проходя по извилистым носовым ходам, воздух очищается от пыли, микробов, вирусов и бактерий. Эту функцию выполняет слизистая оболочка, выстилающая носовые ходы и содержащая антитела, лизоцим, муцин. Микрочастицы, содержащиеся в воздухе, оседают и прилипают к ней, после чего выводятся микроскопическими ресничками. Будучи важной составляющей частью иммунной системы, слизистые поверхности носовых ходов обладают бактерицидным действием, создавая мощный защитный барьер, который каждые 10-20 минут обновляется, что поддерживает его в постоянном рабочем состоянии.

При дыхании ртом воздух минует этот защитный барьер. В результате в легкие с воздухом попадает в 600 с лишним раз больше пыли, токсических веществ и болезнетворных микроорганизмов, чем при носовом дыхании.

Попадая в бронхи и легкие, такой необработанный, загрязненный и насыщенный бактериями воздух вызывает хронические воспалительные заболевания, вплоть до самого серьезного диагноза – бронхиальной астмы. Особенно опасно нарушение носового дыхания в условиях неблагоприятной экологической обстановки, в современном мегаполисе.

Нарушение носового дыхания приводит к застойным явлениям в пазухах носа, вследствие чего могут возникнуть такие заболевания, как гайморит, синусит, лечение которых без восстановления носового дыхания, как правило, оказывается неэффективным. В этом случае единственным решением является операция носовой перегородки. Однако одними только заболеваниями носовых ходов и пазух носа проблема не исчерпывается. Ведь нарушение носового дыхания оказывает неизбежное негативное влияние на всю дыхательную систему.

Со временем хроническое засорение легких приводит к развитию атеросклероза, нарушениям работы сердечно-сосудистой системы, снижению иммунитета и преждевременному старению организма. Кроме того, нарушение носового дыхания приводит к нервным расстройствам.

Проходя через носовые ходы, воздух не только очищается, но и увлажняется и согревается в холодную погоду, а в жаркую – охлаждается. Минуя носовые ходы и попадая непосредственно в бронхи, сухой и холодный или горячий воздух оказывает агрессивное воздействие.

Дыхание ртом является более легким, нежели дыхание носом, при котором воздух поступает в дыхательные пути с усилием. Как результат, вдохи становятся менее глубокими, дыхание – поверхностным, из-за чего организм недополучает 22-25% необходимого кислорода.

Недостаточное питание кислородом головного мозга проявляется ухудшением памяти, снижением умственной активности, способности концентрации и внимания, головными болями. Исправление перегородки носа в этих случаях приводит к значительному улучшению самочувствия, повышению работоспособности и нормализации психоэмоционального состояния.

Люди, вынужденные дышать ртом, обычно плохо спят и храпят во сне. Поверхностный, прерывистый и беспокойный сон не приносит отдыха, вследствие чего развивается хроническая усталость. Такие люди чувствуют апатию, слабость, выглядят вялыми, нередко раздражительны. Постоянное кислородное голодание приводит к нарушению обменных процессов, функций внутренних органов, в том числе печени, желудочно-кишечного тракта.

Особенно вредно нарушение носового дыхание в период активного роста, то есть в детском возрасте. Однако и для взрослого человека оно может оказаться серьезной проблемой, негативно влияющей на общее состояние здоровья.

К счастью, исправление носовой перегородки не представляет неразрешимую задачу для современной хирургии. Такие операции называются септопластикой. Наилучшее время для хирургии носа - период от 25 до 40 лет.

Операция на перегородке носа может проводиться под общим или местным наркозом, закрытым или открытым способом. В последнее время получили развитие малоинвазивные технологии, такие как лазерная и эндоскопическая септопластика. Главными преимуществами этих видов операции является значительное сокращение реабилитационного периода.

Септопластика традиционно считается относительно сложной операцией. Однако пластическая хирургия не стоит на месте, и появление новых методик позволило существенно уменьшить травматическое воздействие. С другой стороны, если сравнить его с тем, что дает такая операция, остается признать что септопластика – это лучший из возможных вариантов при искривлении носовой перегородки. Ведь полноценное носовое дыхание – не роскошь, а органическая потребность нашего организма.