Септопластика в вопросах и ответах

Септопластика, или хирургическое исправление перегородки носа, относится к традиционным видам пластической хирургии. Первая методика такой операции была разработана еще в 1904 году немецким отоларингологом Густавом Киллианом. На сегодняшний день исправление носовой перегородки – одна из часто выполняемых операций, которая проводится по эстетическим или медицинским показаниям.

Перед проведением этой операции, как и в других случаях пластических операций, пациенты получают подробную информацию и ответы на интересующие их вопросы. Вот некоторые из таких, наиболее часто задаваемых вопросов.

1. Правда ли, что искривление носовой перегородки – редкое явление?
Напротив, это весьма распространенный анатомический дефект. Лишь у 5 процентов людей носовую перегородку можно назвать ровной, у остальных 95 процентов перегородка носа имеет различные степени искривления. Однако в большинстве случаев это не требует проведения операции.

2. Что представляет собой носовая перегородка и зачем она нужна?
Носовая перегородка расположена вертикально, она разделяет носовую полость на две половины (левую и правую) и состоит частично из хрящевой ткани (передний отдел) и частично из тонкой кости (задний отдел). Главная функция носовой перегородки – обеспечение правильного движения воздуха в носовой полости и далее по воздухоносным путям. При ее искривлении движение воздуха затрудняется, становится турбулентным, что приводит к нехватке воздуха и необходимости дыхания через рот.

3. Почему вредно дышать ртом?
Носовое дыхание значительно более физиологично, нежели дыхание ртом. В носовых ходах воздух очищается от микробов, пыли, аллергенов, увлажняется и согревается. Слизистые поверхности носа являются важной частью защитной системы организма. При дыхании ртом воздух поступает в бронхо-легочную систему в обход защитного барьера, в результате чего в бронхи и легкие попадает большое количество бактерий, микробов, а также пыли и токсических веществ, что может привести к развитию хронических воспалительных и аллергических заболеваний дыхательных путей.

4. Как проявляется искривление носовой перегородки?
Главный признак искривления носовой перегородки – частичное или полное нарушение носового дыхания, сопровождаемое нехваткой воздуха. Нарушение носового дыхания может быть как односторонним, так и двусторонним.

Другие симптомы искривления носовой перегородки – это храп, изменение формы носа, сухость в носу, носовые кровотечения, хронический гайморит и другие виды синусита, хронический насморк, воспаление слуховой трубы (евстахиит), аллергические заболевания. Все эти симптомы и заболевания являются показаниями к проведению септопластики при подтвержденном диагнозе. Точный диагноз определяет специалист-отоларинголог на основании врачебного осмотра.

5. В каком возрасте лучше проводить септопластику?
Носовая перегородка формируется в детском возрасте, примерно к 10 годам, однако этот процесс продолжается до 18-21 лет. До полного завершения формирования носовой перегородки, проведение операции не рекомендуется. В этом возрасте хирургическое исправление перегородки носа может быть проведено только по неотложным показаниям. Лучшим периодом для хирургического исправления носовой перегородки считается период от 21 до 40 лет.

6. Правда ли, что септопластика – очень тяжелая и болезненная операция?
Операция на перегородке носа проводится под местной анестезией, поэтому о болезненности самой операции говорить не приходится. В последнее время получили большое развитие малоинвазивные методики септопластики, позволяющие свести к минимуму хирургическое вмешательство. Их применение значительно уменьшает болевые ощущения после отхождения наркоза и существенно сокращает реабилитационный период. В частности, к таким методикам относится эндоскопическое исправление перегородки носа.

7. Как долго длится операция по исправлению носовой перегородки?
Обычно такая операция занимает не более 30-40 минут. В отдельных сложных случаях операция на перегородке носа может продолжаться 1 - 2 часа.

8. Может ли септопластика проводиться одновременно с ринопластикой?
Да, может. Если искривлена носовая перегородка операция по ее исправлению может быть проведена одновременно с ринопластикой – то есть эстетической коррекцией формы и размеров носа. Такую операцию обычно называют риносептопластикой.

9. Почему возникает искривление носовой перегородки?
Искривление носовой перегородки может быть врожденным или приобретенным. Приобретенное искривление в свою очередь делится на три типа – физиологическое, травматическое и компенсаторное искривление носовой перегородки.

Физиологическое искривление возникает в результате неправильного роста и формирования носовой перегородки, когда рост хряща не соответствует росту костной ткани (опережает его или отстает от него).

Травматическое искривление носовой перегородки происходит в результате травмы, в частности, перелома носа и неправильного срастания.

Компенсаторное искривление возникает в ответ на анатомические отклонения в развитии носовых раковин, в первую очередь, при их увеличенных размерах. Другой причиной компенсаторного искривления носовой перегородки могут стать, например, полипы.

10. Какие существуют виды искривления носовой перегородки?
Наиболее частыми формами искривления носовой перегородки являются ее смещение в сторону, образование шипов и гребней.

11. Как долго длится реабилитационный период после септопластики?
Непосредственная реабилитация занимает до двух суток. На это время носовые ходы закрываются тампонами. Отечность и боль в основном проходят за несколько дней. Реабилитационный период занимает 1-2 недели, по прошествии которых можно вернуться к обычной жизни. Тем не менее, в течение месяца следует избегать повышенных физических нагрузок.

12. Какие существуют противопоказания к септопластике?
Противопоказания к хирургическому исправлению носовой перегородки имеют общий характер. Это нарушение свертываемости крови, онкологические заболевания и тяжелые заболевания внутренних органов, острые воспалительные процессы (инфекционные заболевания), а также возраст до 18 лет.