Контрактура Дюпюитрена

Контрактура Дюпюитрена – это заболевание сухожилий, отвечающих за сгибание пальцев, которое приводит к невозможности разогнуть один или несколько пальцев. В наибольшей степени этому заболеванию подвержены мужчины среднего возраста. Самый эффективный, а во многих случаях единственно возможный метод лечения этого заболевания – хирургическая операция.

Почему возникает контрактура Дюпюитрена?

Заболевание возникает в результате невоспалительного перерождения ладонных сухожилий с разрастанием соединительных тканей. По мере развития этого процесса сухожилия укорачиваются, стягиваются, что приводит к стойкому и прогрессирующему сгибанию пальца и невозможности его разогнуть. Наиболее часто сгибательная контрактура поражает безымянный палец и мизинец, в некоторых случаях средний палец, значительно реже поражаются большой и указательный пальцы. Контрактура Дюпюитрена чаще развивается на правой кисти, однако в половине случаев имеет двусторонний характер.

Причины контрактуры Дюпюитрена в точности неизвестны. Из всех факторов развития этого заболевания наиболее достоверно установлена наследственная предрасположенность.

Стадии контрактуры Дюпюитрена

В развитии контрактуры Дюпюитрена различают три стадии. На первой стадии возникает уплотнение размерами 0,5-1 см на ладони, обычно в области пястно-фалагового сустава или двух суставов – безымянного пальца и мизинца. Эти уплотнения представляют собой подкожные узлы, или тяжи. При надавливании на них может ощущаться болезненность. Движения пальцев еще не нарушены.

На второй стадии контрактуры Дюпюитрена уплотнения на ладони увеличиваются в размерах, подкожные тяжи становятся все более жесткими, протягиваются к первой фаланге пальцев. Образуется сгибательная контрактура – пораженный палец постоянно согнут в пястно-фаланговом суставе с величиной угла 100 градусов. Кожа над тяжем постепенно спаивается с подкожными тканями (апоневрозом), поверхность ладони деформируется.

Третья стадия контрактуры Дюпюитрена характеризуется распространением тяжа на среднюю (в отдельных случаях ногтевую) фалангу пальца. Угол контрактуры в пястно-фаланговом суставе составляет 90 градусов и меньше –палец расположен под прямым или острым углом к ладони. Образуется сгибательная контрактура в первом межфаланговом суставе. В некоторых случаях формирование контрактуры Дюпюитрена сопровождается болевым синдромом, при этом боль отдает в предплечье, плечо.

В каких случаях показано хирургическое лечение контрактуры Дюпюитрена?

Хирургическая операция показана на второй и третьей стадиях контрактуры Дюпюитрена. Как правило, показанием для оперативного лечения является величина отклонения пальца на 30 и более градусов (величина угла пальца с ладонью 150 градусов и меньше). Операция показана при прогрессирующей контрактуре, развитии артроза. Благодаря хирургической операции объем движений в пораженном пальце полностью восстанавливается, причина контрактуры устраняется.

Как проводится операция?

Хирургическая операция по поводу контрактуры Дюпюитрена состоит в иссечении соединительной (рубцовой) ткани сухожилия (фасциотомия). Обычно операция проводится амбулаторно, под местной анестезией с использованием кровоостанавливающего жгута, в особо сложных случаях – под общим наркозом с кратковременной госпитализацией в стационар.

Доступ обеспечивается поперечным разрезом по дистальной складке ладони. Величина разреза определяется индивидуально, в зависимости от необходимых объемов хирургического вмешательства. После этого апоневроз отделяется от кожи, сухожильные тяжи иссекаются. Разрез ушивается, на него накладывается повязка, выполняется иммобилизация. При распространенном перерождении тканей выполняется иссечение тяжей на пальцах.

Послеоперационный период

Швы после операции снимаются на 10-14 день. Для разработки кисти назначается курс физиотерапии лечебной физкультуры. Длительность реабилитационного периода обычно составляет 4-6 недель. Окончательные результаты операции можно оценить через год после ее проведения.