3 Стенозирующий лигаментит

Стенозирующий лигаментит

Стенозирующий лигаментит – это ущемление сухожилий, отвечающих за сгибание-разгибание пальца руки. В результате разгибание и сгибание пальца становится затрудненным, и в конечном итоге палец фиксируется в согнутом (реже разогнутом) положении. Другое название этого заболевания – болезнь Нотта. В наибольшей степени болезни Нотта подвержены женщины 35-50 лет.

Почему возникает болезнь Нотта?

Сгибание и разгибание пальцев обеспечивается сухожилиями. Эти сухожилия свободно скользят в каналах – сухожильных влагалищах, стенки которых покрыты синовиальной оболочкой. У основания пальцев и в местах сгибов в фалангах сухожилия удерживаются кольцами из фиброзной ткани – кольцевидными связками. При стенозирующем лигаментите эти кольцевые связки сужаются и защемляют сухожилия, в результате чего их скольжение затрудняется. Сужение кольцевой связки сопровождается утолщением самого сухожилия. При прохождении утолщенного сухожилия через узкое кольцо связки слышится характерный щелчок. Эти щелчки возникают при сгибании и разгибании пальца, отсюда еще одно название заболевания – щелкающий палец. Другие симптомы болезни Нотта – боль, отек, припухлость в месте воспаления и сужения кольцевой связки.

Причиной заболевания является воспалительный процесс на фоне постоянных физических перегрузок пальцев. Стенозирующий лигаментит – нередкое профессиональное заболевание при работах, связанных с постоянным совершением хватательных и удерживающих движений. Заболевание может поразить любой палец, однако наиболее часто – I, III и IV пальцы (большой, средний и безымянный). Заболевание встречается также у детей 1-3 лет и, как правило, поражает большой палец. При отсутствии лечения болезнь Нотта может привести к необратимым изменениям и полному обездвиживанию сустава пальца.

Когда показано оперативное лечение болезни Нотта?

В зависимости от тяжести различают три стадии стенозирующего лигаментита. На первой стадии симптомы умеют умеренный характер и возможно консервативное лечение противовоспалительными препаратами и физиотерапией. На второй стадии может быть показана хирургическая операция, а на третьей стадии она является единственным методом лечения.

Независимо от стадии заболевания хирургическое лечение болезни Нотта показано при неэффективности консервативного лечения, стойкой контрактуре, выраженном болевом синдроме.

Как проводится операция?

В «B-Clinic» хирургическое лечение стенозирующего лигаментита (болезни Ноттта) проводится амбулаторно, под местной анестезией. Над местом защемления сухожилия выполняется небольшой разрез длиной 2-3 см. Суженная кольцевая связка рассекается, сухожилие высвобождается из защемленного состояния. Палец разгибается и иммобилизируется шиной или ортезом. Далее оценивается состояние сухожильного влагалища. При необходимости оно вскрывается. После этого разрез ушивается, дренируется и закрывается повязкой. Обычно операция занимает не больше 15 минут.

Другой способ выполнения операции – с доступом через ладонную часть руки. Для этого выполняется разрез поперек ладони (по ладонной поперечной складке).

Послеоперационный период

Швы после операции снимаются на 10-14 день. Для восстановления объема движений в пальце назначается физиотерапия и лечебная физкультура – упражнения для разработки кисти. Как правило, восстановление подвижности прооперированного пальца наступает через 2 месяца после операции. Окончательно ее результаты можно будет оценить через год.

Практически в 100% случаев операций в «B-Clinic» достигается полное восстановление подвижности пальца и амплитуды движений. Через несколько месяцев следы оперативного вмешательства становятся практически незаметными. Ни одного случая осложнения хирургического лечения стенозирующего лигаментита (болезни Нотта) в «B-Clinic» отмечено не было.