Аденома паращитовидной железы

Аденома паращитовидной железы, или паратиреоаденома – это доброкачественное узловое гормонально-активное новообразование.

Как правило, аденома имеет единичный характер, образуется на одной из нижних паращитовидных (околощитовидных) желез, имеет размеры 2 - 3 см и массу 30 - 40 г. Эта опухоль имеет мягкую, эластичную консистенцию, желто-коричневый цвет и окружена капсулой с четкими границами.

Лечение аденомы паращитовидной железы

Лечение аденомы паращитовидной железы заключается в ее хирургическом удалении.

Перед операцией проводится курс консервативного лечения гиперкальциемии внутривенными инъекциями препаратов и лечебной диетой.

Операция удаления аденомы паращитовидной железы может быть выполнена с открытым доступом, минимальным доступом (малоинвазивным методом) или эндоскопическим методом.

При проведении операции осматриваются все паращитовидные железы на предмет изменений. После удаления аденомы паращитовидной железы проводится мониторинг уровня кальция в крови. Как правило, он нормализуется в течение двух суток после операции. При необходимости назначается дополнительный курс лечения препаратами для восстановления и укрепления костных тканей.

Кто выполняет операцию

Операция удаления аденомы паращитовидной железы требует высокой квалификации хирурга для того, чтобы избежать нарушения функций возвратных гортанных нервов, потери голоса и других осложнений.

Хирургическое удаление аденом паращитовидных желез в «B-Clinic» проводит врач-хирург высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской хирургии МГМУ Чилингариди Константин Евгеньевич.

Симптомы аденомы паращитовидной железы

Женщины страдают аденомой паращитовидной железы вдвое чаще мужчин.

Симптомы аденомы паращитовидной железы связаны с избыточной выработкой паратгормона. Избыток этого гормона негативно влияет на функции сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек, состояние костных тканей. Комплекс этих симптомов называется гиперпаратиреозом, включая остеопороз (хрупкость костей), фиброзно-кистозный остит, выпадение зубов, хронические запоры, полиурию, мочекаменную болезнь, нефрокальциноз, холецистит, язву желудка и 12-перстной кишки, панкреатит, артериальную гипертонию, отложение солей кальция (кальцификацию) в коронарных артериях и клапанах сердца, в суставах, роговице глаза.

Наряду с этими заболеваниями аденома паращитовидной железы проявляется такими симптомами, как тошнота, рвота, общее недомогание, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, неутолимая жажда (полидипсия), кожный зуд, сухость кожи, снижение веса, боли в суставах, костях, мышечная слабость, судороги, снижение памяти, депрессия.

Наиболее опасными осложнениями при аденоме паращитовидной железы являются инфаркт миокарда, острая почечная недостаточность, тромбоз, сердечно-сосудистая недостаточность, кровотечения в желудочно-кишечном тракте.

Диагностика аденомы щитовидной железы

Диагностика аденомы паращитовидной железы проводится на основании УЗИ, МРТ и компьютерной томографии паращитовидных желез, лабораторных анализов крови на паратгормон, кальций, фосфор, щелочную фосфатазу, рентгеновского обследования костного скелета, урографии, радиоизотопного сканирования, ангиографии, биопсии с проведением цитологического исследования.

Операция удаления аденомы паращитовидной железы

Перед проведением операции необходимо пройти комплексное обследование, включая общие анализы крови и мочи, биохимический анализ крови, анализ на свертываемость (коагулограмму), УЗ-исследование шеи.

Удаление аденомы паращитовидной железы проводится под общим наркозом. Длительность операции составляет от 40 минут и дольше.

Для обеспечения доступа к опухоли выполняется разрез в воротниковой области. Далее паращитовидные железы тщательно обследуются. Паращитовидная железа с аденомой удаляется. В случае множественных аденом удаляются и другие паращитовидные железы. При поражении всех четырех желез выполняется субтотальная паратиреоидэктомия – удаление трех желез и частичного удаления четвертой. Но даже в этом случае оставшийся участок паращитовидной железы способен обеспечить нормальный уровень паратгормона. На протяжении операции проводится постоянный мониторинг уровня кальция в крови, функций гортанных нервов и работы сердечно-сосудистой системы.

Операция удаления аденомы паращитовидной железы хорошо переносится, не требует реабилитационного периода и послеоперационных ограничений. После проведения операции проводится кратковременная госпитализация.

После отхождения обезболивания ощущается мереная боль, которая быстро проходит. Уже через несколько часов можно принимать питье и пищу. Швы снимаются на второй день.

Противопоказания

Противопоказаниями к проведению операции удаления аденомы паращитовидной железы являются острые инфекционные заболевания и обострения хронических заболеваний.