Коллоидный зоб

Коллоидный зоб – это доброкачественное узловое новообразование в щитовидной железе.

Содержимое узла – коллоид, вязкое, слизеподобное вещество фолликулов щитовидной железы, имеющее желто-бурый цвет. Коллоидный зоб может состоять из одиночного узла или нескольких узлов.

Лечение коллоидного зоба

Коллоидный зоб не является опухолью, практически никогда не озлокачествляется, и решение об его хирургическом удалении принимается в каждом конкретном случае индивидуально.

Устранение коллоидного узла щитовидной железы может быть проведено посредством пункции с последующим склерозированием стенок полости (этиловым спиртом).

Основными показаниями для хирургического удаления коллоидного зоба являются быстрый рост новообразования и сдавление окружающих тканей и нервных окончаний, которое опасно дегенеративными изменениями. В случаях если коллоидный зоб приводит к видимой деформации щитовидной железы, операция может быть проведена по эстетическим показаниям.

Результатом хирургического лечения коллоидного зоба является нормализация функций щитовидной железы и устранение сдавливания окружающих органов.

Как и другие операции на щитовидной железе, удаление коллоидного зоба требует высокой квалификации хирурга.

Кто проводит операцию

Операции удаления коллоидного зоба в «B-Clinic» выполняет врач-хирург высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент Чилингариди Константин Евгеньевич.

Симптомы коллоидного зоба

При незначительных размерах коллоидный зоб не проявляет себя симптомами. Однако в сочетании с токсическим зобом коллоидный узел становится гормонально активным, создавая избыточное количество тиреоидных гормонов, что вызывает симптомы тиреотоксикоза, такие как снижение массы тела, нервозность, тремор, нарушения со стороны сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

В некоторых случаях кисты, образующие коллоидный зоб, замещают продуктивные клетки щитовидной железы, что вызывает симптомы гипотиреоза.

При значительных размерах коллоидного зоба он вызывает сдавливание окружающих органов (шеи), что проявляется осиплостью, охриплостью голоса, затрудненным глотанием, дыханием (при сдавливании трахеи).

Диагностика коллоидного зоба

Диагностика коллоидного зоба проводится на основании УЗ-исследования щитовидной железы.

Для того чтобы отдифференцировать коллоидный зоб от аденомы или рака щитовидной железы проводится пункционная биопсия.

Кроме того, для оценки функций щитовидной железы назначается анализ крови на тиреоидный гормон ТТГ.

Причины коллоидного зоба

Щитовидную железу образуют фолликулы, представляющие собой пузырьки, наполненные вязким коллоидом, который служит носителем тиреоидных гормонов. Коллоидный зоб образуется в результате увеличения размеров фолликулов и их количества.

Наряду с основной причиной коллоидного зоба, йододефицитом, его образование могут спровоцировать неблагоприятные экологические условия и наследственный фактор.

Операция удаления коллоидного зоба

Поскольку коллоидный зоб почти никогда не озлокачествляется, показаниями к хирургическому удалению коллоидного зоба является его быстрое увеличение и большие (более 3 см) размеры, сдавливание соседних органов и тканей (трахеи, горла), нарушение функций щитовидной железы и гормональная активность зоба (тиреотоксикоз), а также эстетические показания при деформации шеи.

Перед проведением операции назначаются обычные обследования – общий анализ крови и мочи, биохимический анализ крови, ЭКГ.

Операция состоит в удалении доли щитовидной железы вместе с коллоидным узлом. В случае множественных узлов в обеих долях щитовидной железы удаляются обе доли.

Удаление коллоидного узла проводится под местной анестезией или общим наркозом. Длительность операции составляет в среднем 30-60 минут. По завершению операции разрез зашивается косметическим швом, на который накладывается повязка. Удаленная часть щитовидной железы проходит гистологический анализ. После операции проводится кратковременная госпитализация.

Операция удаления коллоидного зоба хорошо переносится, не требует длительного реабилитационного периода и, при квалифицированном выполнении, не вызывает побочных эффектов. После заживления на месте разреза практически не остается видимых следов.