Бедренная грыжа

Бедренная грыжа – это выпячивание внутренних органов за пределы брюшной стенки в области бедренного треугольника.

Бедренная грыжа состоит из грыжевого мешка и его содержимого, которым могут быть петли тонкого кишечника, часть большого сальника, аппендикс, слепая кишка, мочевой пузырь, яичник у женщин или яичко у мужчин.

Выпадение органов брюшной полости происходит через патологическое отверстие (ворота), которое называется бедренным каналом. Бедренный канал имеет длину 2-3 см, располагается вертикально и состоит из внутреннего отверстия (бедренного кольца), стенок и наружного отверстия.

Лечение бедренной грыжи

Единственный метод лечения бедренной грыжи – хирургическое удаление, или грыжесечение. Консервативное лечение бедренной грыжи не применяется.

Удаление бедренной грыжи с закрытием грыжевых ворот называется герниопластикой. Эта хирургическая операция может быть выполнена различными методами, с бедренным или паховыми доступом, использованием собственных тканей пациента (классический метод) или синтетических материалов.

Удаление бедренной грыжи относится к операциям средней сложности. Тем не менее, выполнение герниопластики требует достаточно высокой квалификации хирурга, в противном случае отсутствие четкого понимания анатомической топографии может привести к последующим рецидивам грыжи.

Кто проводит удаление бедренной грыжи

Все операции удаления бедренной грыжи в «B-Clinic» выполняет врач-хирург высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент Чилингариди Константин Евгеньевич.

Симптомы бедренной грыжи

Основные симптомы бедренной грыжи – локальное чувство дискомфорта и боль, которые усиливаются при ходьбе, беге и физических нагрузках, и появление видимого выпячивания между бедром и пахом, исчезающее в положении лежа.

Бедренные грыжи могут быть вправимыми или невправимыми. В первом случае грыжевое выпячивание относительно легко вправляется в брюшную полость, что сопровождается характерным урчанием. Во втором случае грыжа не поддается вправлению или поддается лишь частичному вправлению.

Осложнения бедренной грыжи

Наиболее серьезным осложнением бедренной грыжи является ее ущемление грыжевыми воротами. Ущемление грыжи проявляется такими симптомами, как тошнота, рвота, быстро нарастающая боль в области паха или мошонке, невозможность вправить грыжевое выпячивание, задержка стула и невозможность отхождения газов, присутствие крови в кале.

При наличии этих симптомов необходима экстренная операция во избежание перитонита, острой кишечной непроходимости и гангрены кишки из-за нарушения местного кровоснабжения.

Другими осложнениями бедренной грыжи являются ее воспаление, которое проявляется болью, покраснением кожи, повышением температуры тела, и застой каловых масс в кишечнике (копростаз).

Диагностика бедренной грыжи

Диагностика бедренной грыжи проводится с помощью осмотра, пальпации, комплексного УЗ-исследования, ирригоскопии (исследования толстой кишки), герниографики.

Причины бедренной грыжи

Основными причинами бедренной грыжи являются ослабление брюшной стенки и повышение давления в брюшной полости.

Ослабление брюшной стенки может произойти вследствие травм, хирургических операций, частых беременностей, быстрой потери веса, нарушения местной иннервации, наследственных факторов.

Причиной повышения внутрибрюшного давления могут быть большие физические нагрузки (поднятие тяжестей), тужение (запоры, затрудненное мочеиспускание), сильный и длительный кашель, а также затяжные роды.

Женщины страдают бедренной грыжей в 4 раза чаще мужчин, что связано с анатомическими особенностями таза.

Операция удаления бедренной грыжи

Удаление бедренной грыжи выполняется под местной, общей или эпидуральной анестезией.

Операция состоит из нескольких этапов. Прежде всего, делается разрез кожи и подкожных тканей для обеспечения доступа к грыже. Далее грыжевой мешок выделяется и рассекается, содержимое грыжи осторожно отделяется от стенок и изучается. Если состояние выпавших органов нормальное, они вправляются в брюшную полость. После этого грыжевый мешок прошивается, утягивается, и выступающая часть отсекается.

На заключительном этапе операции выполняется пластика грыжевых ворот для их надежного закрытия. Это может быть сделано по классической методике с использованием собственных тканей и ушиванием бедренного канала нерассасывающейся синтетической нитью или с использованием синтетической сетки (без ушивания канала).

По завершению операции разрез зашивается хирургическим швом, на который накладывается повязка.

Длительность обычной операции удаления бедренной грыжи составляет 30-60 минут. Как правило, уже на следующий день пациент может вернуться домой.

Послеоперационный период

В течение первых 4 - 5 дней после удаления грыжи следует соблюдать постельный режим. Швы снимаются на 7 - 10 день. В течение трех месяцев после операции необходимо избегать больших физических нагрузок.