Паховая грыжа

Паховая грыжа – это выпячивание какого-либо из органов брюшной полости в паховый канал. Обычно паховая грыжа образуется выхождением за границу передней брюшной стенки пряди сальника, петли кишечника, яичников, мочевого пузыря или слепой кишки.

Особенности операции по удалению паховой грыжи

Операция по удалению паховой грыжи, или грыжесечение, традиционно относится к операциям средней сложности. Тем не менее, ее выполнение требует высокой квалификации хирурга, так как в противном случае возможны осложнения – повреждение кровеносных сосудов, ущемление и повреждение нервов, инфицирование, повреждение мочевого пузыря.

Эти осложнения могут возникнуть в тех случаях, когда должным образом не учитываются индивидуальные анатомические особенности и топография паховой грыжи.

Другим последствием грыжесечения нередко становится рецидив, или повторное возникновение паховой грыжи, риск которого при недостаточно квалифицированной операции может достигать 30% случаев.

Для сравнения, в «B-Clinic» риск рецидива паховой грыжи после проведенной операции измеряется десятыми долями процента, то есть практически равен нулю.

Паховая грыжа у мужчин и женщин

Мужчины страдают паховой грыжей в шесть раз чаще женщин. Это объясняется тем, что паховый канал у мужчин значительно короче, шире и меньше укреплен мышцами и сухожилиями, чем у женщин. Именно слабость передней брюшной стенки в паховом канале является основным фактором возникновения паховой грыжи у мужчин.

Паховая грыжа может быть как врожденной, так и приобретенной. Приобретенная паховая грыжа у мужчин, как правило, образуется при значительном и резком повышении внутрибрюшного давления из-за поднятия тяжести. Другой причиной образования паховой грыжи может быть сильный, неукротимый кашель или рвота.

Паховая грыжа у женщин обычно возникает вследствие беременности и родов, а также при значительных физических нагрузках (поднятии больших тяжестей).

Врожденные паховые грыжи возникают в процессе опущения в мошонку яичек (у мальчиков) и яичников в малый таз (у девочек) во внутриутробном периоде.

Симптомы паховой грыжи

Диагностика паховой грыжи проводится на основании симптомов, осмотра, пальпации и анамнеза пациента. При необходимости уточнения диагноза может быть назначено УЗ-исследование пахового канала, а также ирригоскопия и герниография.

Основными и наиболее характерными симптомами паховой грыжи являются выпуклость в паховой области, которая уменьшается или исчезает в положении лежа, тяжесть в животе, ощущение дискомфорта и боль в паховой области, которые усиливается при ходьбе и физических нагрузках, хронические запоры, а также учащенное мочеиспускание или задержка мочи (при скользящей грыже мочевого пузыря). Боль, вызванная паховой грыжей, обычно отдает в поясницу или в крестец.

Показания к операции по удалению паховой грыжи
Безусловным показанием к экстренному удалению паховой грыжи является ее ущемление с развитием воспалительного процесса.

Ущемление паховой грыжи можно определить по таким симптомам, как резкая боль в паховой области, неукротимая рвота, тошнота, болезненность и напряжение грыжевого выпячивания, задержка газов, стула, наличие крови в стуле. Боль при ущемлении паховой грыжи имеет нарастающий характер.

Как проходит операция по удалению паховой грыжи

Перед операцией паховой грыжи назначается обычный набор обследований - биохимический анализ крови, общие анализы крови и мочи, ЭКГ.

Удаление паховой грыжи может проводиться как под местной, так и под общей анестезией. После удаления паховой грыжи кожный разрез зашивается швом.

Удаление паховой грыжи может быть выполнено эндоскопическим или классическим способом (операция Лихтенштейна).

В первом случае доступ выполняется через небольшие проколы, через которые вводятся инструменты, грыжевый мешок отсекается, после чего брюшная стенка укрепляется специальной сеткой.

Во втором случае доступ к паховому каналу достигается с помощью разреза кожи длиной 10-12 см. Далее грыжа рассекается, выпавший орган вправляется в брюшную полость, грыжевый мешок перетягивается и отсекается, после чего проводится пластика брюшной стенки (укрепление синтетической сеткой).

Третья методика удаления паховой грыжи называется обтурационной герниопластикой, при которой доступ выполняется через разрез кожи длиной 3-4 см.

Выбор метода удаления паховой грыжи в каждом случае определяется индивидуально с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом и свести к минимуму риск повторного возникновения грыжи.

Длительность операции составляет 0,5-1,5 часа. В зависимости от метода удаления паховой грыжи, возможно использование дневного стационара (уже через несколько часов пациент может вернуться домой) или может потребоваться кратковременная госпитализация.

Послеоперационный период

После проведения операции в течение 1-2 дней следует соблюдать постельный режим. Как правило, швы снимаются на 7-10 день.

Первые дни после удаления паховой грыжи рекомендуется соблюдать диету, избегая продуктов, вызывающих усиленное газообразование. В течение 3-4 месяцев после операции следует избегать больших физических нагрузок и рекомендуется ношение бандажа.

Кто проводит удаление паховой грыжи

В «B-Clinic» удаление всех видов паховой грыжи проводит врач-хирург высшей квалификационной категории, к.м.н. Чилингариди Константин Евгеньевич.