Оперативное лечение рецидивного (повторного) зоба

Рецидив узлового зоба – это повторное развитие новообразования из ткани щитовидной железы, оставшейся после оперативного лечения.

Почему возникает рецидивный зоб?

Единственный вид операции, исключающий образование рецидивного зоба – полное удаление щитовидной железы (тотальная тиреоидэктомия). В остальных случаях существует вероятность рецидива заболевания. После проведения оперативного лечения одиночного узла щитовидной железы она составляет примерно 5%, после операции по удалению множественных узлов с сохранением части щитовидной железы – до 20%.

Существует три основные причины рецидива узлового зоба. Первое – это наличие невыявленных новообразований щитовидной железы в результате ошибки диагностики или тактики лечения. Второе – это образование новых узлов независимо от проведенного оперативного лечения. И третье – это образование узлов из-за неполного удаления тканей щитовидной железы при оперативном лечении карцином.

В каких случаях показано оперативное лечение рецидивного зоба?

Оперативное лечение рецидивного зоба показано как в случаях злокачественных опухолей, так и в ряде случаев доброкачественных новообразований.

Основными показаниями к проведению оперативного лечения рецидивного зоба являются:
  • наличие симптомов тиреотоксикоза из-за автономной функции узла (узлов) щитовидной железы в течение 4-5 месяцев или их нарастание,
  • подозрение на злокачественную опухоль в рецидивном зобе или оставшейся ткани щитовидной железы,
  • неэффективность консервативного лечения рецидивного зоба,
  • наличие противопоказаний к тиреостатической терапии,
  • большие размеры рецидивного зоба,
  • сдавление рецидивным зобом окружающих тканей и соседних органов,
  • невозможность определить вид рецидивного зоба без хирургического вмешательства,
  • наличие послеоперационных рубцов, спаянных с трахеей и затрудняющих глотание, а также ухудшающих работу сосудов шеи, паращитовидных желез, возвратных нервов.

Как проводится оперативное лечение рецидивного зоба?

Наиболее частым видом оперативного лечения рецидивного зоба является полное удаление тканей щитовидной железы – тотальная тиреоидэктомия. Это делается для того чтобы гарантированно исключить повторное образование зоба.

В некоторых случаях принимается решение о более щадящей операции – субтотальной тиреидоэктомии. При этом виде хирургического вмешательства сохраняются небольшие фрагменты ткани щитовидной железы, прилегающие к трахее. При наличии симптомов гипертиреоза до операции они позволяют сохранить достаточную выработку тиреоидных гормонов и избежать заместительной терапии. В каждом случае решение о тактике и объемах оперативного вмешательства принимается индивидуально на основании данных УЗИ, характера симптомов, истории болезни, данных гистологического исследования удаленных тканей щитовидной железы (при первичной операции).

Оперативное лечение рецидивного зоба выполняется в условиях стационара под общим наркозом с выполнением внешнего разреза. После выделения и удаления тканей щитовидной железы разрезы зашиваются внутренними рассасывающимися или нерассасывающимися швами. Рекомендации в послеоперационный период после удаления рецидивного зоба такие же, как и при других операциях на щитовидной железе (удаление диффузного токсического зоба, оперативное лечение опухолей щитовидной железы).

Гарантия целостности возвратного нерва

Оперативное лечение рецидивного зоба в «B-Clinic» гарантирует сохранение целостности возвратного нерва.
Повреждение возвратного нерва и паралич голосовых связок – наиболее частое осложнение именно при повторных операциях на щитовидной железе. Если при первичных операциях его частота в общей хирургической практике достигает 15%, то при повторных операциях доходит до 40%.

В практике «B-Clinic» не было отмечено ни одного случая повреждения возвратного нерва при хирургических операциях на щитовидной железе, включая оперативное лечение рецидивного зоба.

Целостность возвратного нерва при проведении операций в «B-Clinic» обеспечивает инновационная технология – компьютерный мониторинг целостности возвратного нерва аппаратом «NIM NEURO 3.0-Medtronic» (США). С его помощью осуществляется контроль состояния возвратного нерва при проведении оперативного лечения с выводом данных на монитор. Использование этой технологии сводит риск повреждения возвратного нерва фактически к нулю (менее 1%).

Кто выполняет операции?

Оперативное лечение рецидивного зоба требует особенно высокой квалификации хирурга. В «B-Clinic» его выполняет главный врач клиники, кандидат медицинских наук Насимов Бектош Турсунпулотович. Его огромный опыт (более тысячи операций на щитовидной железе), высокая квалификация и мастерство хирурга – гарантия полной безопасности и лучшей эффективности лечения, отсутствия осложнений, минимального реабилитационного периода и оптимальных результатов операции.