Оперативное лечение опухолей щитовидной железы

Хирургическое лечение щитовидной железы проводится во всех случаях злокачественных опухолей и в некоторых случаях доброкачественных новообразований.

При каких опухолях проводится оперативное лечение?

1. Фолликулярная аденома – доброкачественная опухоль щитовидной железы округлой формы, окруженная капсулой. При достижении больших размеров аденома начинает давить на соседние органы и ткани.
    Фолликулярная аденома во всех случаях подлежит хирургическому удалению. Это связано как с опасностью малигнизации, так и с тем, что до операции ее практически невозможно отличить от злокачественной опухоли. Цитологические исследование в этом случае не дает ответа из-за схожести клеток фолликулярной аденомы и карциномы
  2. Фолликулярная карцинома (аденокарцинома) – злокачественная, медленно растущая опухоль. Составляет 14 % всех случаев рака щитовидной железы. Как правило, имеет единичный характер, метастазирует через кровь в кости, легкие и печень. У женщин встречается в 2 раза чаще, чем у мужчин, с большей вероятностью в возрасте старше 40 лет.
  3. Папиллярная карцинома – злокачественная опухоль, составляющая около 80% всех случаев рака щитовидной железы. Для опухоли характерен медленный рост. В 50% случаев происходит метастазирование в регионарные лимфоузлы. Размеры опухоли варьируют в широких пределах от небольших (менее 1,5 см в диаметре) до значительных.
  4. Медуллярная карцинома – злокачественная опухоль, диагностируемая в 4% случаев рака щитовидной железы. Развитие опухоли может быть агрессивным, со стремительным ростом, быстрым распространением и ранними метастазами. В других случаях опухоль растет медленно, несмотря на образование метастазов. Медуллярная карцинома метастазирует в жизненно важные органы, из-за чего представляет особую опасность.
  5. Анапластическая карцинома – злокачественная опухоль, возникает в возрасте старше 50 лет, как правило, из ранее существовавших тиреоидных опухолей. Этот вид опухоли – самый опасный, отличается особенно быстрым развитием, распространением в соседние органы, ранним местазированием через лимфу и кровь.
  6. Лимфосаркома – злокачественная опухоль. Диагностируется относительно редко (1% всех опухолей щитовидной железы), поражает лимфатические ткани, метастазирует с кровью и лимфой. В 20% случаев приводит к лейкемии. Может иметь локальный или диффузный характер. Локальные опухоли называются нодулярными, они хорошо поддаются лучевой терапии. Диффузная лимфосаркома имеет более злокачественный характер.

Почему возникают опухоли щитовидной железы?

Главные причины возникновения опухолей щитовидной железы – воздействие ионизирующего облучения (радиации), аутоиммунные заболевания, длительное повышение уровня тиреотропного гормона (ТТГ), наследственность.

Основные провоцирующие факторы развития опухоли – недостаточность функции надпочечников, нервные стрессы, недостаток йода, инфекционные заболевания, воздействие отравляющих веществ (интоксикация организма), беременность, гормональные нарушения, опухоли гипофиза и гипоталамуса, травмы щитовидной железы.

В каких случаях показано хирургическое лечение опухоли щитовидной железы?

Хирургическое лечение показано во всех случаях злокачественных опухолей при неэффективности лучевого и других видов лечения.

Главный симптом опухоли – образование узла в щитовидной железе. При обнаружении узла размерами более 1 см выполняется аспирационная (пункционная) биопсия и цитологическое исследование, которое показывает характер опухоли. В 90% случаев это оказывается доброкачественная опухоль.

В случае если это коллоидный узел хирургической операции не требуется. Однако в случае фолликулярной опухоли необходимо оперативное лечение, независимо от того, злокачественная она или доброкачественная.
Хирургическое лечение опухоли может проводиться в сочетании с терапией тиреоидными гормонами и радиоактивным йодом, послеоперационной лучевой терапией.

Как проводится хирургическое лечение опухолей щитовидной железы?

Хирургическое лечение состоит в удалении опухоли с пораженной тканью щитовидной железы. В зависимости от величины опухоли, наличия метастазов, вида рака и стадии его развития определяется объем хирургического вмешательства.

Существует три основных вида хирургического лечения опухоли щитовидной железы.

• Гемитиреоидэктомия – это удаление только одной доли щитовидной железы. Это наиболее щадящий вид хирургического лечения единичного узла при условии своевременного вмешательства. Вместе с долей щитовидной железы удаляется перешеек и передняя часть противоположной доли.
  • Субтотальная тиреоидэктомия – удаление почти всей ткани щитовидной железы за исключением небольших фрагментов, прилегающих к трахее. При наличии дооперационного гипертиреоза этих фрагментов может быть достаточно для выработки необходимого количества гормонов. В этом случае можно избежать послеоперационной заместительной терапии.
  • Тотальная тиреоидэктомия – полное удаление щитовидной железы. Это наиболее радикальный вид хирургического лечения
    Операция проводится с широким доступом под общим наркозом. При наличии метастазов или подозрении на них одновременно с тканью щитовидной железы удаляются регионарные лимфоузлы. Во время операции проводится гистологическое исследование удаленной ткани.

Гарантия от повреждений возвратного нерва

Хирургическое лечение в «B-Clinic» - это гарантия от повреждения возвратного нерва, наиболее распространенного осложнения при удалении опухолей щитовидной железы. В современной хирургической практике его частота составляет 15% случаев оперативного вмешательства.

В практике «B-Clinic» не было отмечено ни одного случая повреждения возвратного нерва при удалении опухолей щитовидной железы.

Для того чтобы обеспечить целостность возвратного нерва в «B-Clinic» применяется инновационная технология - мониторинг целостности возвратного нерва с использованием аппарата «NIM NEURO 3.0-Medtronic» (США). Она обеспечивает контроль состояния возвратного нерва при проведении операции с выводом данных на монитор. Использование этой технологии позволяет свести риск повреждения возвратного нерва практически к нулю (менее 1%).

Кто выполняет операции?

Операции на щитовидной железе требуют особенно высокой квалификации хирурга и относятся к хирургическим вмешательствам высшей категории сложности. В «B-Clinic» хирургическое лечение опухолей выполняет главный врач клиники, кандидат медицинских наук Насимов Бектош Турсунпулотович, проведший более 1000 операций на щитовидной железе. Его огромный опыт, квалификация и мастерство хирурга – залог высокой эффективности лечения, безопасности, отсутствия осложнений и оптимальных результатов операции.