Пупочная грыжа

Лечение пупочной грыжиПупочная грыжа – это выпирание (выпадение) внутреннего органа за пределы брюшной стенки через отверстие в области пупка, которое называется грыжевыми воротами.

Пупочная грыжа представляет собой мешок, образованной оболочкой брюшной полости, в которой находится выпавший внутренний орган. Это может быть петля тонкого или толстого кишечника, участок большого сальника или другой орган.

Лечение пупочной грыжи

Единственный эффективный способ лечения пупочной грыжи у взрослых – это хирургическая операция.

Во избежание необходимости экстренной операции удаление пупочной грыжи рекомендуется проводить в плановом порядке.

В практике «B-Clinic» используются различные методики удаления пупочной грыжи, включая классические (Сапежко, Мейо) и современные разработки с использованием сетчатой пластики.

Во всех случаях выбор методики удаления пупочной грыжи определяется индивидуально, исходя из анатомических особенностей и топографии грыжи, с тем чтобы при наименьшем вмешательстве достичь оптимального результата – надежно удалить грыжу и предупредить ее повторное возникновение.

Пупочная грыжа у взрослых

Пупочная грыжа может возникнуть как в раннем детском возрасте, так и во взрослом возрасте (чаще у женщин после 30 - 40 лет).

Провоцирующими факторами образования пупочной грыжи у взрослых являются сильное тужение (хронические запоры), поднятие больших тяжестей, сильная рвота, кашель – все то, что приводит к резкому повышению давления в брюшной полости. Эти же факторы могут спровоцировать и осложнение пупочной грыжи – ее ущемление, при котором требуется экстренная операция.

Другими факторами возникновения пупочной грыжи у взрослых являются избыточный вес, последствия полостных операций, врожденные аномалии развития.

Пупочная грыжа у женщин чаще всего возникает вследствие беременности (из-за расхождения мышечных волокон в области живота) и родов.

Симптомы пупочной грыжи

Диагностика пупочной грыжи проводится на основании осмотра, симптомов и анамнеза пациента. Для уточнения диагноза могут быть назначены компьютерная томография, гастроскопия.

Основные симптомы пупочной грыжи – выпячивание в области пупка с расширением пупочного кольца, которое уменьшается или исчезает в лежачем положении,, боли и дискомфорт в животе, запоры, тошнота.

В некоторых случаях грыжу можно вправить самостоятельно – такая пупочная грыжа называется вправляемой. В других случаях вправить ее невозможно – это невправляемая пупочная грыжа.

Характер грыжи и ее симптомы зависят от размеров выпячивания, диаметра грыжевых ворот, наличия спаек снаружи и внутри грыжевого мешка. К факторам, усугубляющим симптомы пупочной грыжи, относится, прежде всего, избыточный вес (ожирение).

При отсутствии лечения пупочная грыжа чревата застоем кала (капостазом) и воспалением.

Симптомы ущемления пупочной грыжи

Главным осложнением пупочной грыжи является ее сдавление грыжевыми воротами, или ущемление. Ущемление пупочной грыжи опасно в первую очередь некрозом тканей вследствие нарушения их кровоснабжения, а также перитонитом.

Основной симптом ущемления пупочной грыжи - острая боль в области живота или резкое усиление боли.

Боль в области пупка, вызванная ущемлением грыжи, имеет интенсивный, нарастающий характер, обычно сопровождается напряжением грыжевого выпячивания, тошнотой, рвотой, задержкой стула, наличием крови в стуле.

Другие характерные симптомы ущемления пупочной грыжи – невозможность ее вправить, если до этого она вправлялась, а также отсутствие передачи кашлевого толчка.

При этих симптомах требуется незамедлительной хирургическое удаление пупочной грыжи.

Как проводится удаление пупочной грыжи

До проведения операции назначаются обычные общеклинические анализы – общие анализы крови и мочи, биохимический анализ крови, ЭКГ.

Удаление пупочной грыжи состоит из нескольких общих этапов.

Сначала делается кожный разрез для того, чтобы открыть доступ к грыже. После этого грыжевый мешок рассекается и изучается состояние выпавшего внутреннего органа или его части. Если состояние нормальное, выпавший орган вправляется обратно в брюшную полость. После этого грыжевые ворота закрываются, избыточная часть брюшины, образующая грыжевый мешок, утягивается и отсекается.

Финальным этапом операции является укрепление брюшной стенки, для чего обычно используется синтетическая сетка.

После этого на кожный разрез накладывается шов.

Операция может проводиться под общим или местным наркозом. Обычная длительность операции по удалению пупочной грыжи – 0,5-1,5 часа. В зависимости от объемов хирургического вмешательства после операции возможно пребывание в дневном стационаре или кратковременная госпитализация.

Послеоперационный период

Уже через 2-3 часа после операции на пупочной грыже можно самостоятельно ходить. Постельный режим не требуется. Швы снимаются на 7-10 день.

В первые недели после удаления пупочной грыжи рекомендуется соблюдение специальной диеты, ношение бандажа, ограничение физических нагрузок.

К нормальным физическим нагрузкам можно вернуться через 1 – 2 месяца после операции.

Кто проводит удаление пупочной грыжи

В «B-Clinic» удаление пупочной грыжи проводит врач-хирург высшей квалификационной категории, к.м.н. Чилингариди Константин Евгеньевич.

Противопоказания к операции

Основными противопоказаниями к хирургическому удалению пупочной грыжи являются:
  • Беременность
  • Тяжелые заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем
  • Острые заболевания и обострения хронических заболеваний
  • Онкологические заболевания
  • Пожилой возраст