Оперативное лечение диффузно-токсического зоба

Диффузно-токсический зоб, или Базедова болезнь – это заболевание, при котором происходит увеличение щитовидной железы (зоб), которое сопровождается усиленной выработкой тиреоидных гормонов Т3 и Т4(гипертиреоз) и отравление ими организма (тиреотоксикоз).

Почему возникает диффузно-токсический зоб?

Диффузный токсический зоб образуется в результате аутоиммунного процесса, который может быть спровоцирован инфекционным заболеванием и нервными стрессами. У женщин диффузно-токсический зоб образуется в три раза чаще, чем у мужчин. Преимущественный возраст развития заболевания – 20-50 лет. Большую роль в развитии диффузного токсического зоба играет наследственный фактор. Другие провоцирующие факторы– злоупотребление антивирусными препаратами, курение, избыток йода в организме.

При каких симптомах следует безотлагательно обратиться к врачу?

Гормоны щитовидной железы регулируют обменные процессы. При диффузном токсическом зобе образуется их избыток, что приводит к активизации обменных процессов и энергетическому истощению организма. В первую очередь от этого страдают нервная и сердечно-сосудистая системы. Главные симптомы диффузно-токсического зоба – пучеглазие и увеличение щитовидной железы. Другие характерные симптомы – дрожание пальцев (тремор), повышенная возбудимость, резкие перепады настроения, тревога, беспокойство, раздражительность, плаксивость, бессонница, похудание, потливость, одышка, учащение пульса, повышение артериального давления, диарея, субфебрильная температура и другие признаки тиреотоксикоза.

Наиболее опасное осложнение диффузно-токсического зоба –тиреотоксический криз, при котором сильная возбужденность, доходящая до психоза, и двигательная гиперактивность резко сменяются апатией. Этот процесс сопровождается тошнотой, тахикардией, жаром (лихорадкой) с возможным развитием мерцательной аритмии и сердечной недостаточности.

В каких случаях показано оперативное лечение диффузно-токсического зоба?

Показания к хирургическому лечению диффузно-токсического зоба:
  • значительные размеры зоба,
  • сдавление зобом трахеи и нарушении дыхания,
  • сдавление зобом пищевода и крупных сосудов,
  • наличие осложнений (мерцательной аритмии, сердечной недостаточности) при неэффективности медикаментозной терапии,
  • аллергия к препаратам, применяемым для лечения тиреотоксикоза,
  • стойкое снижение уровня лейкоцитов в крови.

Как проводится операция?

Хирургическое лечение диффузно-токсического зоба означает удаление большей части щитовидной железы, от каждой доли которой оставляется не более 4-6 грамм со стороны трахеи. Такая операция называется субтотальной резекцией щитовидной железы. До операции проводится медикаментозная терапия для достижения компенсированного состояния, назначается УЗИ-обследование.

Хирургическое лечение диффузного токсического зоба выполняется под общим наркозом. По намеченным линиям выполняется разрез, щитовидная железа выделяется, пересекаются сосуды щитовидной железы, отделяется околощитовидная железа. Большая часть щитовидной железы удаляется с регионарными лимфоузлами. После этого сшиваются мышцы шеи, устанавливается дренаж, накладываются нерассасывающиеся или рассасывающиеся косметические швы.

Послеоперационный период

После операции назначается заместительная терапия L-тироксином. Необходимо регулярно проходить УЗИ-обследования, контролировать уровень гормонов, соблюдать врачебные рекомендации и принимать прописанные препараты. Непосредственно после операции могут быть назначены процедуры для нормальной функции бронхо-легочной системы после наркоза (ингаляции, отхаркивающие средства и др.). Стероидные препараты отменяются на 3-5 сутки после операции.

Первые два-три дня после операции показано жидкое или полужидкое питание с повышенным содержанием калорий и витаминов, постельный режим.

В «B-Clinic» оперативное лечение диффузно-токсического зоба проходит без осложнений. Это обеспечивается исключительно высокой квалификацией, мастерством и опытом хирурга, а также использованием инновационной технологии – мониторингом возвратного нерва.

Гарантия от повреждений возвратного нерва

Наиболее частые осложнения после удаления диффузно-токсического нерва в большинстве клиник – осиплость, утомляемость голоса, поперхивание, сухой приступообразный кашель и другие симптомы, связанные с повреждением возвратного нерва. Для того чтобы исключить это осложнение в «B-Clinic» используется передовая технология – трехэтапный мониторинг целостности возвратного нерва с использованием аппарата «NIM NEURO 3.0-Medtronic» (США).

Мониторинг возвратного нерва позволяет уменьшить вероятность осложнений с 15% (в практике других клиник) до 1% и менее. Как показывает опыт, применение этой технологии сводит риск повреждения возвратного нерва при операциях на щитовидной железе практически к нулю, что служит гарантией безопасности оперативных вмешательств в «B-Clinic».